Экзистенциализм.

Экзистенциализм - философия существования. Э опирался на субъективный идеализм. Только в Боге - совпадение сущ­ности и существования(экзистенции).

1 – Попытка обнаружить 3 субстанцию, отличную от духа и природы. 2 – Постановка проблемы уникального, единичного. Это единичное берется в отрыв от общего. Э (“экзистенз” - существование)-иррационалистическое направ. в совр. Ф. Различают Э религиоз. (Бердяев) и атеистич. Чел изначально не имеет сущности. Существование предшествует сущности. Чел свободен в своих действиях. Но челу невозможно быть самим собой, пока он живет в обществе, т.к. общество накладывает ограничения. Чел не только абс свободен, но и абс ответственен. Т.к. при своих действиях он накладывает ограничения на др. чела. Чел-к Экзистенциализм. делает самого себя, несет отв-ть за все, что происх. с ним и с др. людьми. Процесс обретения сущности длится всю жизнь.

Хайдеггер: чел-к сам создает свою сущность, сущ-ние всегда предшествует сущности; сам себя понять не может, ему нужно пережить себя => мир сущ-ет на столько, на сколько мы его переживаем. Смысл человеческого существования: жизнь - трагедия, чел никогда не может реализоваться => жизнь бессмысленна. Экзистенциальные проблемы - пробл, возникающие из самого факта $ чела. Имеет значение только собственное $ и его движение к небытию. Смысл жизни – движ-е к смерти. Сущность мира – абс ничто, " действит ничего общего не имеет с миром. Страх Экзистенциализм. - это исходное переживание, лежащее в осн всего $-я. В конечном счете это страх перед смертью. Ясперс: полагает, что чел $-ие раскрывается лишь в страдании, борьбе, смерти.

Религиозный экзистенциализм: свободу можно обрести только в Боге; атеистический Э - свобода есть возможность для человека выбирать самого себя, т.е. свою сущность, кот не зависит ни от чего в этом мире. Свобода оказыва­ется тяжелым бременем, которое вынужден нести человек, если он выбрал себя как личность. Но человек может и отказаться от этого выбора, тогда он перестает быть самим собой и становится «как все». При этом он погружается в мир обезличенности.


15. Возникновение марксизма Экзистенциализм.: предпосылки, сущность. Критерии научности в философии. Основные этапы развития научной философии.

Соц-эконом предп: Буржуазия экспл-ла раб класс => недовольства пролетариата переходят в революцию. Переход от ручного к машинному труду. Массовое распространение труда в чистом виде. В сер. 19 в. начинаются кризисы капитализма. Складывается массовый промышленный пролетариат.

Науч предп: Развиваются естеств науки, возн новые науки. Развитие естествознания привело к диалект-й точке зрения. 3 крупн-х открытия: 1) открытие клетки (показало единство всей живой природы).

2) открытие закона сохр W (формы перех друг в друга, форм движ-й много, движ-е несотворимо и неуничтожимо, удар по религии).

3) открытие Дарвина – естественный отбор (многообразие Экзистенциализм. живой природы – результат разв-я природы).

Фил предп: воспринят основной дух матер-й Ф Фейербаха, рацион-е зерно диалектики Гегеля и создана качественно нов форма матер-а – научный Матер, диал-й и истор-й Матер.

Сущность:



1 - Материя - объективная реальность.

2 - Матер-й мир един и развивается. Причина развития - противоречие. Материя проходит ∞-ое число этапов, порождая чела – социально-материальное существо.

3 - Чел - социально-материальное существо, производящее собственную жизнь по средствам материального преобразования природы.

4 - Концепция развития общества. История понимается как объективный процесс.

5 - Теория познания. Был введен объективный критерий истины.

Критерии научности в философии.

По Орлову.

1) Наличие достаточной эмпирической базы, т.е. ученый должен опираться Экзистенциализм. на факты.

2) Наличие особого научного метода.

3) Проверяемость (практически или логически)

4) Особый критерий: фил. знание д. б. знанием о беск. и всеобщем.

По Алексееву и Панину.

1) Объективность. Ученый рассматривает предмет таким, какой он есть на самом деле, ничего не добавляет.

2) Рациональность (доказательность). Ученый обязан доказывать.

3) Нацеленность на воспроизведения сущности исследования. Ученый не довольствуется лишь внешними, а пытается понять глубинные аспекты.

4) Системность. Упорядоченность научного знания по осознанным принципам.

5) Проверяемость. Логическая или практическая, но лучше практическая.

Этапы развития:

Первый этап – этап Маркса и Энгельса, главной задачей которых было добавление в материализм диалектики, т.к. в то время был широко распространен метафизический Экзистенциализм. материализм, но для адекватного объяснения действительности ему не хватало диалектики.

Второй этап – ленинский. Задачи: развитие фил. теории, обоснование и участие в разработке научной политической экономики и научного социализма, обобщения данных различных наук, обобщения опыта социалист. строительства.


16. Проблема бытия в философии: Парменид, Гераклит, Гегель, Хайдеггер, Маркс.

Парменид - первый, кто вводит понятие бытия: «Бытие есть, а небытия нет». Небытие – это пустое пространство между предметами. Мыслить и быть – одно и то же. Это означает, что любая наша мысль предметна, т.е. когда мыслим, то мы мыслим некий предмет, который имеет сходство с оригиналом. Т.о., бытие есть, а небытия нет Экзистенциализм., но мысль о небытии есть. Парменид считал, что бытие имеет шаровидную форму, при этом, поскольку бытие не имеет в себе пустоты, то оно неподвижно. Т.о. Парменид был первым метафизиком, или антидиалектиком. Отрицал существование рождения, уничтожения, движения, развития. Бытие обладает характеристикой неподвижности и неизменности.

Гераклит является диалектиком. «Бытие и есть и не есть». Считает, что главной характеристикой бытия является движение. Из факта движения и непрерывной изменчивости всех вещей следует противоречивый характер их существования, т.к. о каждом движущемся предмете необходимо одновременно утверждать, что поскольку он движется, он и существует и не существует в одно и то же время. Главную философскую идею Экзистенциализм. Гераклита можно выразить одной фразой: все течет.

Гегель: «Бытие - первый раздел Логики». Бытие и небытие - суть одно и то же. О бытие мы не можем ничего сказать, кроме как то, что оно есть => оно есть небытие. Тогда Гегель вводит третье понятие, которое разрешает противоречие между чистым бытием и ничто. И это понятие наличного бытия - бытия, имеющего определенную форму, рассматриваемого конкретно. Это определенное бытие, т.к. оно отрицает ничто.

Хайдеггер первым попытался уложить в систему экзистенциализм. Интерпретирует понятие бытия через особый вид бытия – человеческое бытие, которое называется desein (нем.). Главное выяснить смысл бытия. Сущность desein заключается в его Экзистенциализм. экзистенции. По Хайдеггеру бытие и сущность не одно и то же. Бытие – то, о чем спрашивается. Само сущее – тот, кто спрашивает. Смысл бытия – то, что будет найдено (узнано) в результате спрашивания. Человек спрашивает о бытие и получает смысл бытия. Смысл человеческого бытия мы не можем понять без человека. Проблема смысла – ключевая для Хайдеггера.

Маркс. С точки зрения марксистской философии, бытие это все, что нас окружает. Маркс различал категории бытия:

1) бытие = существование;

2) бытие = материя и сознание.

Бытие противоречиво.


documentakpevdx.html
documentakpfcof.html
documentakpfjyn.html
documentakpfriv.html
documentakpfytd.html
Документ Экзистенциализм.