Объем дисциплины

Объем дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Количество часов по формам обучения
Очная Очно-заочная Заочная
№ семестра
Аудиторные занятия:
лекции
практические и семинарские занятия
Самостоятельная работа
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ
Текущий контроль контр, раб. №№ 1, 2,3 - 3 семестр;
Виды контроля Экзамен - 3 семестр

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Форма обучения Очная

Названия разделов и тем Всего часов Виды учебных занятий
Аудиторные занятия, в т.ч. Самостоятель-ная работа
Лекции Практические занятия Лабор. работы
Раздел 1. Анатомия, физиология и онтогенез нервной системы
1. Введение в неврологию. Анатомо-физиологический обзор нервной системы.
2. Филогенез и онтогенез нервной системы.
3. Высшие корковые функции и кора головного мозга.
Раздел 2. Неврологические симптомы Объем дисциплины и синдромы
4. Основные неврологические симптомы и синдромы.
5. Моторные неврологические расстройства: топика и клиника.
6. Системы черепных нервов Анатомо-физиологический обзор; симптомы и синдромы поражения.
7. Надсегментарный и сегментарный отделы вегетативной нервной системы. Симптомы и синдромы поражения
8. Синдромы поражения высших корковых функций. Нейропсихологическое тестирование.
9. Синдромы поражения коры головного мозга.
Раздел 3. Болезни нервной системы
10. Общая характеристика и рубрификация. Наследственные заболевания.
11. Эмбрио- и фетопатии, перинатальная энцефалопатия.
12. Неврозы и эпилепсия.
ИТОГО:

Содержание курса

Раздел 1. АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ОНТОГЕНЕЗ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

Тема 1. Введение в неврологию. Анатомо- физиологический обзор нервной системы.

Значение курса невропатологии для специальной педагогики.

Нейрон и глия. Понятие о синапсе. Цитоархитектоника коры головного мозга Объем дисциплины.

Особенности строения чувствительной и двигательной нервной клетки. Схема анимальной рефлекторной дуги.

Строение и функции нервной системы человека. Строение спинного и головного мозга. Сегменты спинного мозга. Отделы головного мозга: полушария, диэнцефалон, ствол, мозжечок. Сенсорные и моторные проводящие пути спинного и головного мозга. Кортико-мускулярный путь.

Тема 2. Филогенез и онтогенез нервной системы.

Филогенез НС и его основные направления. Этапы внутриутробного онтогенеза мозга. Развитие НС и возможная патология в эмбриональном периоде. Основные процессы и возможная патология раннего и позднего фетального периодов. Сущность постнатального онтогенеза НС.



Тема 3.Высшие корковые функции и кора головного мозга.

Понятие о высших корковых функциях (ВКФ). Теории функционирования ВКФ.

1. Учение Объем дисциплины И.П. Павлова о I и II сигнальных системах, а также об относительной (по «горизонтали» и «вертикали») и динамической (в норме и патологии) локализации функций в коре больших полушарий.

2. Учение П.К. Анохина о саморегулирующихся функциональных системах и системогенезе (эволюции систем).

3. Учение А.Р. Лурия о трех блоках головного мозга: энергетическом, гностическом, программирования.

Функциональные зоны коры головного мозга. Функциональная асимметрия больших полушарий мозга. Область центральных извилин. Теменная доля: стереогноз, аутотопогнозис, праксис, лексис. Затылочная доля: первичные и вторичные зрительные центры. Височная доля: извилина Гешля, зона Вернике, вестибулярный центр, корковое представительство обоняния и вкуса. Лобная доля: центр стояния и ходьбы Объем дисциплины, адверсивный и графический центры, зона Брока, полюс лобной доли.

Раздел 2. НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ

Тема 4 .Основные неврологические симптомы и синдромы.

Общемозговые и менингеальные симптомы, их происхождение и значение. Очаговые симптомы нарушения психических (в т.ч. высших корковых), вегетативно-висцеральных и анимальных (сенсорных и моторных) функций. Понятие о пароксизмах и эпилептических припадках.

Тема 5.Моторные неврологические расстройства: топика и клиника.

Центральный и периферический парезы, принципы диагностики. Виды быстрых и медленных гиперкинезов. Паркинсонический синдром и его варианты. Виды атаксий. Расстройства темпа и ритма речи, заикание. Нарушения звукопроизношения: дислалии и дизартрии.

Тема 6. Системы черепных нервов. Анатомо-физиологический обзор, симптомы и синдромы поражения.

Обонятельный анализатор Объем дисциплины. Обонятельные иллюзии и галлюцинации. Аносмия.

Система зрительного анализатора; амблиопия, амавроз, гемианопсии.

Система глазодвигательных нервов и синдромы глазодвигательных расстройств.

Сенсорная и моторная порции тройничного нерва. Невралгия и невропатия тройничного нерва.

Система лицевого нерва. Центральный и периферический парез мимической мускулатуры.

Слуховой анализатор.

Системы языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов. Псевдобульбарный и бульбарный параличи. Дифференциальная диагностика дизартрий.

Система добавочного нерва.

Тема 7. Надсегментарный и сегментарный отделы вегетативной нервной системы. Симптомы и синдромы поражения.

Лимбико-гипоталамо-ретикулярный комплекс (ЛРК) как интегративная система мозга. Трофотропная и эрготропная функции ЛРК. Регуляция сна и бодрствования.

Синдром вегетативной дистонии и три его варианта: психо-вегетативный, периферической вегетативной недостаточности и Объем дисциплины ангио-трофо-алгический. Виды нарушений сна и бодрствования. Значение биоритма для жизнедеятельности организма.

Парасимпатическая и симпатическая НС. Синдромы поражения вегетативной иннервации глаза. Симптомы нарушения слюноотделительной и висцеральной иннервации.

Тема 8. Нейропсихологическое тестирование. Синдромы поражения высших корковых функций.

Виды гнозиса. Зрительная, зрительно-пространственная, слуховая и другие агнозии. Виды праксиса. Моторная, идеаторная и конструктивная апраксии.

Виды речи. Нарушения гнозиса и праксиса устной и письменной речи. Афазия, алалия, дизлексия, дизграфия

Тема 9. Синдромы поражения коры головного мозга.

Синдромы поражения области центральных извилин (задней и передней).

Синдромы поражения теменной доли. Сенситивные агнозии, апраксии, алексия, акалькулия.

Синдромы поражения затылочной доли. Зрительные галлюцинации и агнозии, гемианопсии.

Синдромы Объем дисциплины поражения височной доли. Слуховые и речевые галлюцинации. Сенсорная афазия. Корковое вестибулярное головокружение и височная атаксия. Обонятельные и вкусовые иллюзии, галлюцинации и агнозии.

Синдромы поражения лобной доли. Астазия-абазия. Адверсивные припадки и корковый парез взора. Аграфия и дизграфия. Моторная афазия. Апатико-абулический синдром и лобная психика.

Раздел 3. БОЛЕЗНИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Тема 10.Общая характеристика и рубрификация заболеванийнервной системы. Наследственные заболевания.

Общая характеристика и рубрификация заболеваний нервной системы. Понятие о наследственных, пре-перинатально-обусловленных и постнатальных (травматических, инфекционных, интоксикационных) заболеваниях. Мультифакториальные болезни.

Наследственные (генетические и хромосомные) заболевания (НЗ). Основные группы НЗ, протекающих с поражением НС.

Тема 11.Эмбрио- и фетопатии, перинатальная энцефалопатия.

Виды поражений НС в Объем дисциплины эмбриональном и фетальном периодах.

Этиологическая и синдромальная классификация перинатальных поражений мозга и их последствий.

Формы детского церебрального паралича.

Тема 12.Неврозы и эпилепсия.

Этапы этиопатогенеза неврозов. Роль стресса в детском возрасте. Клиника и критерии диагностики неврозов. Дифференциальный диагноз. Принципы лечения и профилактики.

Понятие об эпилептических припадках и эпилептической болезни. Виды парциальных и генерализованных припадков. Понятие об идиопатических и симптоматических формах эпилепсии. Принципы лечения эпилепсии.


documentakplybp.html
documentakpmflx.html
documentakpmmwf.html
documentakpmugn.html
documentakpnbqv.html
Документ Объем дисциплины