ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница

Фиксация:
При этом испытанном методе ввода пациента в состояние гипноза мы предлагаем ему зафиксироваться на любом предмете, который мы держим на расстоянии около 25 см от его глаз (это может быть карандаш или монета, ключ или подвешенный на нитке цветной шарик).
Пока пациент фиксируется на данном предмете, мы спокойным монотонным голосом даем ему ряд внушений (которые всегда должны иметь конкретный образный характер, и многократно нами повторяться). В первую очередь мы внушаем чувства общего расслабления, затем - возрастающую сонливость, чтобы после наступления ощущения тяжести и тепла у него внушить, наконец, гипнотический сон.
Какое время нам понадобится для этих внушений, зависит от индивидуальной восприимчивости пациента ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница. Сам текст может быть примерно таким (естественно, возможны многочисленные вариации):
"Перед Вашими глазами я держу предмет, на который Вы смотрите. Мой голос Вы слышите ясно и отчетливо. Если Ваш взгляд "теряет" предмет. Вы снова направляете его на предмет и удерживаете на нем. Расслабьтесь и слушайте мой голос. Я бы хотел, чтобы Вы расслабились. Во всем теле Вы ощущаете это расслабление. Вы расслабляетесь все больше, фиксируясь на предмете и слушая мой голос. Вы чувствуете себя все расслабленнее. Мышцы Ваших ступней расслаблены, мышцы Ваших ног, рук, кистей расслаблены, все Ваше тело расслаблено.
А теперь Вы ощущаете, что Вам хочется ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница спать. Вы становитесь все более сонным. Внимательно вслушивайтесь в мой голос. А теперь на Вас наваливается тяжесть, Ваше тело становится тяжелым, Ваши ступни, ноги, все тело становятся тяжелыми. Приятное тепло охватывает Вас, как при засыпании. Ваши веки становятся тяжелыми, Вы сонны. Ваши веки тяжелые, тяжелые, тяжелые. Думайте о сне, только о сне, о сне и ни о чем другом.
Теперь Вы не можете держать глаза открытыми, потому что Ваши веки становятся все тяжелее и тяжелее, все тяжелее. Вы хотите спать. Вы все больше хотите спать. Ваш взгляд туманится глаза жжет, Вы плачете (эти слова мы говорим только тогда когда ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница видим, что глаза действительно стали влажными!). Дышите глубоко и медленно, глубоко и медленно. С каждым вздохом Ваш сон все глубже. Ваши глаза уже закрыты. Вы засыпаете, спите, спите".
Как правило, повторение последней формулы внушения дает результат, и наш пациент закрывает глаза (после чего мы можем положить пальцы на его сомкнутые веки). Если это не произошло, то мы можем перейти к технике счета: проходим отдельные фазы внушения еще раз, считая (разумеется, медленно) во время каждой фазы от одного до десяти.
Если и это не помогает, то применяем такой способ. Часто двигаем своей рукой вверх и вниз на расстоянии нескольких сантиметров ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница от глаз пациента, и в течение примерно двух минут повторяем следующую формулу внушения:
"Следите глазами за моей рукой, вверх, вниз, вверх, вниз, и Вы спите, спите все глубже!"
Если же пациент все еще упорно держит свои веки открытыми, то говорим ему: "Теперь можете закрыть глаза".
Одновременно мы аккуратно опускаем веки нашего пациента своими пальцами.
Мы имеем еще возможность заставить "упрямых" пациентов закрыть глаза. Просто держать у него перед глазами указательный и средний палец и говорить:
"Ваши веки становятся тяжелее и тяжелее, и Вы хотите спать... Концентрируйтесь зрительно на моих пальцах. Я все более приближаю их к Вашим глазам, и они закрываются ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница". Конечно, пациент в итоге закроет глаза, когда наши пальцы будут совсем близко от его глаз. И именно в этот момент мы кладем ему на веки пальцы и слегка нажимаем на них. Пациенту мы говорим, что его глаза останутся закрытыми до тех пор, пока мы не отдадим соответствующее приказание.



2
Словесное внушение:

Прежде всего в тех случаях, когда нашему пациенту не удается зафиксироваться взглядом на предмете, мы применяем метод простого словесного внушения. Мы просим пациента лечь на кушетку (этот метод является исключением: его можно реализовать только в лежачем положении) и закрыть глаза. Затем мы даем ему примерно такое внушение:
"Я бы ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница хотел, чтобы Вы расслабились, чтобы Вы расслабили все Ваше тело. Я бы хотел, чтобы Вы очувствовали любое напряжение в Ваших мышцах, во всех мышцах, и чтобы затем Вы расслабились. Расслабьте лоб, расслабьте мышцы лица. Расслабьте мышцы шеи, мышцы рук, ног, всего тела.
Теперь вытяните свои руки и ноги. Вы ощущаете вялость, усталость во всем теле. Теперь Вы чувствуете давление подушки на Вашу голову. Вы чувствуете давление подушки на Вашу шею и плечи. Вы ощущаете кушетку всем Вашим телом. Теперь обратите внимание на Ваши бедра и Вы чувствуете, что кушетка несет Ваше тело. Вы совершенно, совершенно расслабились. Вам кажется, что ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница Ваше тело погружается в кушетку, совсем в него погрузилось. Я бы хотел, чтобы теперь Вы представили себе приятное, радующее Вас место, где Вы можете растянуться и забыть все Ваши заботы, все Ваши неприятности, - место, где Вы можете спать.
Это может быть на море, в горах или где Вы захотите (большинство пациентов выбирает горы). Вы дышите медленно и глубоко. Вытяните ноги и руки. Ваше тело мягкое и расслабленное (мы берем руку пациента и "роняем" ее). Вы совсем расслаблены, совсем, совсем расслаблены. Ваше тело совершенно расслаблено. Вы лежите на горном лугу (или в другом выбранном месте). Тихий день. Небо голубое ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница, солнце ласково светит.
Вы смотрите на небо. Вам попадается на глаза легкое облачко. Все спокойное и мирное. И Ваша душа абсолютно спокойна. Вы вдыхаете аромат хвои, видите воды озера. Ваша душа так же спокойна, как и поверхность этого озера. Расслабьтесь и спите, спите, спите спокойно и глубоко. Спите!"

3
Зрительный метод.
Этот метод известен в двух формах и сегодня редко находит применение. Некоторые немецкие и русские гипнотизеры применяют его как метод фиксации, но в данном случае пациент не фиксируется на предмете, а смотрит в глаза гипнотизеру.
По-другому обстоят дела при второй форме этого метода, когда основную роль играет ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница "очаровывающее" и "авторитетное" начало в личности гипнотизера. Эта форма находит еще применениет в театрах и варьете, а в медицине при определенных случаях алкоголизма, наркомании и психопатии. При этой форме метода гип-
нотизирования взглядом пациент находится напротив нас на расстоянии, примерно, 30 см. В любом случае мы должны над ним возвышаться; если он выше нас, то надо его посадить, а самим остаться стоять. Затем берем его за плечи и слегка раскачиваем его вперед и назад, не отрывая взгляда от его переносицы.
Затем даем ему ряд внушений.
"Смотрите мне в глаза, Ваш взгляд становится тяжелым, тяжелым, Ваши руки становятся тяжелыми. Ваши ноги становятся ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница тяжелыми, все Ваше тело становится тяжелым. Ваши глаза устали, но не закрывайте их, если еще это можете сделать. Ваши веки тяжелы, как свинец. Вы будете спать, спать!"
Теперь сделайте перерыв. Если пациент начинает моргать, то продолжаем - более категоричным тоном - приблизительно следующее:
"Ваши веки перестают дрожать. Вы больше не можете их открыть прежде чем я отдам Вам на это приказание!"
Как только глаза опять закрыты, кладем на них руку и говорим:
"Ваши веки как будто склеены. Вы не можете их открыть, не получив от меня на это приказание".
Если пациент во время ввода в гипноз стоял, то теперь следует его осторожно усадить ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница в кресло.

4
Метод В.М.Кандыбы:
Этот метод имеет то преимущество, что мы привлекаем пациента к участию во вводе в гипнотическое состояние. Мы просим пациента сесть в кресло и даем ему следующее внушение:
"Я бы хотел, чтобы Вы удобно устроились в кресло и расслабились. Теперь, когда Вы сидите, положите обе свои кисти на свои бедра. Вот так. Вы будете следить за своими руками и установите, что Вы сможете за ними внимательно наблюдать.
Вам нужно сделать только следующее: сидеть в кресле и расслабляться. Вы заметите, что во время Вашего расслабления происходят различные события. Они происходили всегда, когда Вы расслаблялись ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница, но раньше Вы их так ясно не замечали. Я буду обращать Ваше внимание на них. Я бы хотел, чтобы Вы сконцентрировались на всех ощущениях и впечатлениях, которые Вы ощущаете в своих руках, что бы это ни было. Возможно, Вы почувствуете тяжесть Вашей лежащей на бедре руки, или Вы ощутите давление. Возможно, Вы ощутите материал Ваших брюк ладонью, или тепло Вашей ладони бедром. Я бы хотел, чтобы Вы наблюдали за Вашими ощущениями. Возможно, Вы почувствуете нечто вроде зуда. Какими бы ни были Ваши ощущения, я бы хотел, чтобы Вы их отслеживали. Все время смотрите на свою руку и Вы заметите, насколько ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница она спокойна, как она все время остается в одном и том же положении. В ней происходят движения, но их еще нельзя воспринять.
Я бы хотел, чтобы Вы непременно смотрели на свою Руку. Ваше внимание может отвлекаться от руки, но оно все равно к ней вернется, а Вы смотрите на руку и спрашиваете себя, когда же станут видны происходящие в ней движения?" Как раз в этот момент все внимание нашего пациента зафиксировано на его руке. Он прямо горит желанием узнать, что же теперь произойдет, а мы внушаем ему, что его будущие ощущения будут точно такими же, как и у любого ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница другого.
Ни при каких обстоятельствах мы не пытаемся навязать пациенту внушения: если у него и возникнет какое-то ощущение он будет рассматривать его как продукт собственных переживании. Мы же хотим добиться, чтобы он слушал наши внушения так, как будто бы они принадлежат его собственным переживаниям. Итак, мы искусно пытаемся довести его до такого состояния, чтобы он увязал свои ощущения со сказанными нами
словами и был бы твердо уверен, что сказанные нами слова или приказы позднее вызовут сенсорные или моторные реакции.
Лишь в том случае, если пациент оказывает сознательное сопротивление, один из его пальцев или вся кисть начинают слегка подрагивать ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница. Мы сразу обращаем на это внимание и говорим ему, что движение, вероятно, может быть сильнее. То же самое, естественно, относится и ко всем другим объективным реакциям
нашего пациента - например, углубленному дыханию или движению его ног: взаимосвязи, которые мы "устанавливаем" между реакциями нашего пациента и нашим поведением по отношению к нему, ведут в итоге к тому контакту, который позволяет нам полностью влиять на его нейронные структуры!
"Это будет интересным наблюдением, какой из Ваших пальцев пошевелится первым. Это может быть средний палец, указательный, безымянный, мизинец или большой палец. Один из Ваших пальцев вздрогнет или пошевелится. Вы не знаете, когда и на какой ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница руке. Наблюдайте внимательно. Сперва Вы ощутите легкое подрагивание, возможно, в правой руке. Смотрите, большой палец вздрагивает и шевелится.
В начале движения Вы заметите кое-что интересное. Пространство между пальцами очень медленно увеличивается, пальцы медленно растопыриваются, и Вы замечаете, что пространство между пальцами увеличивается все больше. Оно медленно расширяется; пальцы все более растопыриваются, растопыриваются, растопыриваются, вот так".
Сейчас мы дали первое действительное внушение, на которое пациент реагирует: приказ растопырить пальцы. Если он выполнен, то продолжаем говорить, как будто такая реакция могла бы произойти сама по себе и при обычном ходе событии:
"В то время как Ваши пальцы растопыриваются. Вы замечаете, что ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница они выпрямляются и поднимаются (указательный палец пациента начинает слегка подниматься). Видите, как поднимает Ваш указательный палец? И другие пальцы хотят последовать за ним, они тоже медленно выпрямляются (пальцы зачинают подниматься).
В то время как Вы поднимаете пальцы. Вы ощущаете, что Ваша кисть становится все легче. Это чувство легкости становится тем интенсивнее, чем выше поднимаются Ваши пальцы, и вот уже вся кисть поднимается, как будто она - воздушный шарик, взлетающий ввысь. Она поднимается, поднимается, поднимается в воздух, в воздух, в воздух, поднимается выше и выше, кисть становится легкой, очень легкой. (Кисть начинает подниматься).
Пока Вы рассматриваете Вашу поднимающуюся ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница кисть. Вы замечаете, что вся рука поднимается, поднимается воздух, немного, чуть выше, выше, выше, еще выше, еще, еще выше. (Рука поднялась над бедром приблизительно на 10 см, и пациент замечает это.)
Во все время наблюдаете за Вашими кистью и рукой, которые поднимаются, и в это время Вы чувствуете, насколько сонными и усталыми стали Ваши глаза. Пока Ваша рука поднимается дальше, Вы чувствуете себя усталым, расслабленным и хотите спать, очень хотите спать. Ваши глаза становятся тяжелыми, и, возможно. Вы хотите опустить веки. Пока Ваша рука будет подниматься дальше. Вы чувствуете себя все более расслабленным, Вы все больше хотите спать и чувствовать ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница покой и расслабление, закрыв глаза и засыпая".
В этом месте для нас уместно важное указание по нашему дальнейшему поведению: если пациент подчиняется одному из наших внушений, то мы должны использовать эту позитивную реакцию для усиления последующего внушения. Если он, например, поднимает руку, то мы ему внушаем, что он заснет потому, что его рука поднимается:
"Ваша рука все поднимается, поднимается, поднимается и Вы по этой причине становитесь очень сонным. Ваши веки становятся очень тяжелыми. Ваше дыхание становится медленным и равномерным. Дышите глубоко - вдыхайте и выдыхайте. (Пациент держит вытянутую руку прямо, он моргает, егo дыхание глубоко и равномерно.)
Пока вы все еще ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница рассматриваете Ваши руку и кисть и становитесь все более сонным и расслабленным. Вы замечаете что Ваша рука меняет направление. Она сгибается и кисть при, ближается в Вашему лицу, все ближе, ближе, ближе, а в то время, как она поднимается. Вы медленно, но верно погружаетесь в глубокий-глубокий сон, в котором Вы очень глубоко расслабляетесь. Рука будет подниматься выше, выше, еще выше, пока не достигнет Вашего лица, и Вам все больше хочется спать, но Вы не должны засыпать, пока рука не достигнет Вашего лица. Если Ваша кисть достигнет Вашего лица. Вы заснете. Вы будете спать глубоко и крепко".
Дойдя ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница до этого места, мы даем пациенту возможность самому определять ритм засыпания: когда его рука дотронется до его лица, он заснет, потому что верит, что это его собственное желание. Левитация руки и засыпание далее взаимно поддерживаются друг другом. Если пациент затем закроет глаза, то он находится в трансе, в достижении которого он сам принимал участие. Поэтому позднее он не будет стремиться оспаривать, что он действительно находился в трансе.
"Теперь Ваша кисть меняет направление. Она поднимается, поднимается к Вашему лицу. Ваши веки становятся тяжелыми. Вам все больше хочется спать, спать, спать. (Рука пациента приближается к лицу, его веки трепещут.)
Ваши веки становятся тяжелыми ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница, очень тяжелыми, и рука уже поднялась к лицу. Вы чувствуете себя очень усталым и сонным. Ваши глаза закрываются, закрываются. Когда Ваша рука коснется лица, Вы заснете и будете спать глубоко. Вы ощущаете сильную сонливость. Вы засыпаете, засыпаете, засыпаете.
Вы очень хотите спать, очень устали. Ваши веки, как свинец, а Ваша рука поднимается, поднимается точно к Вашему лицу, и когда она коснется лица. Вы заснете. (Рука пациента касается лица, его глаза закрываются.)
Теперь спите, спите, спите, спите, спите, просто спите. Пока Вы спите, Вы ощущаете себя усталым и расслабленным. Я бы хотел, чтобы Вы сконцентрировались на расслаблении, на состоянии ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница расслабления, свободном от любого напряжения. Не думаете ни о чем, кроме сна, глубокого и крепкого сна".
В описанных до сих пор методах достижения того состояния транса, который является предварительной ступенью гипнотического состояния, словесные внушения служили как акустические раздражители. Но есть пациенты, которые осознанно или неосознанно испытывают страх перед терапевтом или неспособны сконцентрироваться на словах. В таких случаях успеха можно достичь с помощью метрономного метода.
Метроном - это прибор для указания музыкального темпа, который издает ритмическое постукивание, облегчающее пациенту возможность сконцентрироваться. Мы только внущаем ему, что чем дольше он будет слышать постукивание метронома, тем продолжительнее будет его сон.
Наряду с ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница этим известно еще множество методов гипноза с использованием словесных внушений или без них. О них мы можем узнать из моих книг по технике гипноза и СК. С помощью описанных выше методов мы привели пациента к тому, что он закрыл глаза и принял неподвижное положение. Загипнотизирован ли он? Мы не можем это утверждать, так как отсутствуют характерные признаки. Поэтому мы должны с помощью соответствующих внушений определить глубину транса и в случае необходимости его углубление, чтобы
обеспечить достижение гипнотического состояния. Для этого мы снова располагаем несколькими методами, которые мы сейчас и рассмотрим.
1. Тяжесть рук:
В виде первой меры проверки глубины транса мы ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница даем нашему пациенту внушение по следующему образцу:
"Вы концентрируетесь на Ваших руках. Они становятся тяжелыми, очень тяжелыми, тяжелыми, как свинец: тяжесть начинается в области плеч, спускается в предплечье, в кисть, в пальцы, в каждый палец, в большой палец, в указательный, в средний, в безымянный, в мизинец. Вся Ваша рука становится тяжелой, как будто она несет вес в 100 кг. Теперь я считаю до 5, при этом Ваша рука становится все тяжелее: один, тяжелая, Два, очень тяжелая, три, еще тяжелее, как свинец, четыре, еще тяжелее, много тяжелее, пять, очень, очень, очень тяжелая. Вы больше не можете пошевелить рукой, так она тяжела".
Если мы замечаем, что ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница внушение тяжести привело к положительному результату, то даем контрольное внушение:
"Ваша рука очень, очень тяжелая. Вы чувствуете, что Вам все трудней двигать рукой. Чем больше Вы пытаетесь это сделать, тем труднее Вам это сделать. Ваша рука очень тяжелая. Вы не можете ею двигать. Вы пытаетесь, но это Вам не удается". В качестве альтернативы мы можем дать и такое контрольное внушение:
"Я сосчитаю до 5. Ваша рука станет очень, очень тяжелой.
Когда я дойду до числа 5, Вы попытаетесь поднять Вашу руку, но не сможете. Чем больше усилий Вы прилагаете, тем труднее Вам будет ее поднять".
Если после этого внушения ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница пациент еще может двигать рукой, то значит он еще не находится в состоянии гипноза. Тогда мы ему говорим, что его случай не исключительный и многим людям не сразу удавался этот тест. Кроме того, мы просим от него подтверждения (и обычно он нам его дает), что он почувствовал определенную степень тяжести, и объясняем ему, что при второй попытке наверняка наступит успех.
Если же внушения были успешными, что чаще всего и происходит, то пациент не может двигать свой рукой ни на миллиметр: любому сокращению сгибающих мышц противостоит такое же и более сильное сокращение выпрямляющих мышц. Рука становится негнущейся и выражает ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница это противостояние мышц легким дрожанием.
Если пациент пугается, утверждает, что не может больше двигать рукой, то мы ему говорим, что речь при этом идет о необходимом для гипноза процессе - точно так же мы могли бы сделать руку необычайно легкой. После проверки тяжести руки мы даем пациенту несколько минут отдохнуть и даем ему некоторые внушения на расслабление или сон. Только после этого мы можем переходить к каталепсии глазных век.
2. Каталепсия глазных век:
При этом, как и при всех других тестах, важно выбрать правильный момент, чтобы дать приблизительно такое внушение: "Вы совершенно спокойны и расслаблены, Все мышцы Вашего тела расслаблены: мышцы головы, шеи ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница, плеч, рук, ног, всего тела расслаблены. Ваше дыхание глубоко, медленно и равномерно. Вам очень-очень хочется спать. Вы ощущаете приятное тепло, чувствуете себя хорошо. Вы осознаете, что не слышите ничего, кроме моего голоса. Вы чувствуете, что Ваши веки становятся очень-очень тяжелыми, как свинец. Ваши веки как будто склеены, и когда Вы пытаетесь их раскрыть, они остаются закрытыми, пока я не дам приказание открыть их. Они закрыты, склеены, и чем больше Вы пытаетесь их раскрыть, тем крепче они закрываются и склеиваются. Спокойно попытайтесь раскрыть их - и Вы убедитесь, что это невозможно".
Почти во всех случаях пациент после этого внушения ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница не в состоянии открыть свои глаза. Если ж это ему удается, то скажем ему, что он оказывал определенное сопротивление, поэтому и не подействовали предыдущие внушения и сон. Мы посоветуем ему сконцентрироваться на сне, но не стараться держать глаза открытыми или добровольно их закрывать. Своими пальцами мы затем слегка надавливаем на веки пациента и легко закрываем их. При этом мы ему говорим, что при следующем сеансе он попадает в более глубокое состояние расслабления, подобное сну.
После этого мы вновь возобновляем внушение сна, чтобы после их воздействия перейти к следующему тесту (некоторые пациенты, у которых тест на каталепсию глазных век проходит негативно ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница, тем не менее могут впасть в очень глубокий транс).

3
Анестезия:
Достижению анестезии предшествует внушение гиперестезии (сверхчувствительности), достичь которой легче. Для этого мы даем пациенту следующее внушение:
"Представьте себе, что Вы ходите по большому помещению, в котором стоит ванна с горячей водой, испускающей пар. В тот момент когда Вы увидите ванну. Вы поднимаете свою правую кисть. Поднимается вся Ваша рука. Опустите ее снова. Теперь приблизьтесь к ванне. Вы хотите узнать температуру воды.
Вы опускаете правую кисть в ванну и чувствуете сильный дар.
В тот момент, когда Вы почувствуете жар. Вы мне это покажете, поднимая кисть.
Ваша кисть поднимается, это ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница очень хорошо. Теперь я дотронусь до тыльной стороны Вашей правой кисти острием иглы. Ваша рука стала настолько чувствительной, что Вы ощущаете при этом очень сильную боль. Теперь я дотронусь до другой Вашей кисти, и Вы не ощущаете никакой боли".
Как только мы касаемся правой кисти пациента, его лицо искажается от боли. Но если он на обеих кистях не показывает никакой повышенной чувствительности, то мы говорим ему, что ему для этого нужна определенная тренировка, прежде чем он почувствует различие, и что мы абсолютно уверены в успехе при его следующей попытке. Если достигнута гиперестезия, то можно переходить к анестезии. В большинстве случаев ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница на первом сеансе мы не добиваемся полной безболезненности, но все же можем снизить сенсорную чувствительность. С этой целью мы даем внушение по следующему образцу:
"В то время как Ваша правая кисть стала очень чувствительной, левая потеряла чувствительность. Если я ее колю, Вы не чувствуете настоящей боли, как в другой кисти. Представьте себе, что на Вашей кисти толстая кожаная перчатка. Если Вы представляете себе эту перчатку, то покажите мне это поднятием кисти. Ваша рука ощущает эту перчатку, и, когда я колю иглою, у Вас создается впечатление, что я колю только в перчатку. (Кисть поднимается.)
Теперь я дам Вам ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница почувствовать разницу уколов, сперва одну, а затем другую кисть (выполняем это обещание). Теперь Ваша левая кисть становится все менее чувствительной, глухой к боли. Онемение охватило всю кисть, пальцы и кулак. У Вас возникает впечатление, что Ваша кисть сделана из дерева. Вы больше не ощущаете боли. Ощущаете онемение?"
Если пациент отвечает, что еще чувствует боль, мы ему говорим, что она значительно слабее, чем боль в другой кисти. И что на следующем сеансе он будет еще меньше ощущать своей левой кистью.

4
Амнезия:
После анестезии мы углубляем транс достижением амнезии (форма нарушения памяти с пробелами в воспоминании, которая часто сопровождается глубоким ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница трансом; но случается и так, что глубокий транс наступает и без амнезии). Она отличается от ранее описанных гипнотических феноменов тем, что ее можно установить только после пробуждения пациента.
Амнезия может возникать как спонтанно, так и вызываться постгипнотическими внушениями. Для факта ее установления мы начинаем с выяснения обстоятельств, вероятно забытых пациентом во время транса. Если же он помнит все, но для психотерапевтической работы желательна амнезия, то мы подвергаем его определенному тренингу с целью побудить его забыть определенные аспекты транса или вообще весь процесс. Здесь оправдывает себя следующий способ.
Непосредственно перед окончанием следующего сеанса мы даем нашему пациенту задание представить себе, что он ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница заснул у себя дома и видел сон. Вскоре после этого мы внушаем ему, что он должен проснуться и открыть глаза - после чего он находится под впечатлением того, что действительно проснулся из глубоко сна. Он отчетливо вспоминает свой сон, а о других событиях транса он вспоминает нечетко. Некоторые
из них он может и вовсе забыть.
Если во время этого сеанса мы смогли установить у нашего пациента лишь частичную амнезию, то на следующем сеансе мы говорим ему, что это нормальное явление и только помогает в терапии. Мы добавляем, что забыть было бы очень легко, если бы он отвлекал свое внимание ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница от некоторых вещей, и как пример приводим ему те события, которые пациент забыл so время последнего транса. Мы объявляем ему, что сегодня он забудет большую часть, если не все события сеанса. В заключение мы внушаем ему, что перед пробуждением он Увидит сон и проснется, как только его увидит. Мы скажем ему, что хотя после пробуждения он и будет помнить свой сон но большинство или даже все другие события забудет.
Теперь мы владеем нашим пациентом настолько, что с помощью внушаемых приказов можем влиять на него. Прежде чем мы даем пациенту внушенный приказ, мы должны позаботиться о том чтобы он внезапно не ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница проснулся из гипнотического транса. Если мы хотим его опросить, например, с целью психоанализа о его собственной личности или во время регрессивного сеанса о его прежних земных жизнях, то мы даем ему такое, например, внушение. "Вы совершенно расслаблены, совершенно свободны. Вы спите. Хотя Вы спите, Вы можете со мной говорить. Вы можете отвечать на мои вопросы не просыпаясь, не просыпаясь. Вы говорите, как люди говорят во сне".
Первые вопросы, которые мы задаем, должны быть простыми - например, фамилия, профессия и так далее - и не вызывать страх. Позднее, во время анализа, мы сможем применять технический прием свободной ассоциации и побуждать нашего пациента ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница выразить первую мысль, которая пришла ему в голову. При гипнотических регрессиях мы поступаем в соответствии с правилами для самогипнотических регрессий.
Теперь мы, разумеется, можем вмешаться и в субкортикальные механизмы переработки и регуляции нашего пациента, чтобы там достичь всех тех эффектов, которые мы сами у себя вызываем в состоянии сознания или самовнушаемыми формулами: для этого мы должны лишь дать ему соответствующие внушения (которые мы модифицируем в зависимости от желаемой цели).
Следующим феноменом гипноза является феномен положительных сенсорных галлюцинаций. Они соответствуют самовнушению вызывавшимися нами воображениями и вызываются в первую очередь теми гипнотизерами, которые на сцене гипнотизируют добровольцев на удивление и для развлечения
публики ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница: они внушают этим людям, что им, например, ужасно жарко (после чего они начинают снимать одежду), или что они - курица (загипнотизированный начинает более или менее удачно подражать движениям и голосу курицы).
Такое сценическое "колдовство" - не в наших интересах, но положительные сенсорные галлюцинации могут успешно внушаться, с целью расслабления:
"Теперь Вы представляете себе, что мы с Вами выходим из этого помещения. Теперь мы находимся на усеянном цветами весеннем лугу. Погода чудесная, с безоблачного неба сияет солнце, поют птицы, а вдали журчит ручеек.
Я хочу, чтобы Вы представили себе эту сцену как можно нагляднее и подняли Вашу кисть, если Вы ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница увидите то, что я Вам опишу.
Перед нами находится высокая береза со светло-зелеными листьями. Посмотрите на березу, Вы ее видите? (Пациент поднимает кисть.) Вы внимательно рассматриваете березу. На одной из веток сидит птица. Если Вы ее видите, поднимите кисть. Птица начинает петь. Вы слышите ее? Если Вы ее слышите, покажите мне это, подняв кисть".
В гетерогипнотическом, как и в самогипнотическом состоянии возможна фиксация постгипнотических приказов и она особенно уместна по следующим причинам:
- с помощью постгипнотического внушения мы можем достичь выходящего за рамки гипнотического сеанса действия данных внушений (что важно при всех внушениях для прекращения маниакального поведения, лечения органических повреждений и болезней ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница или для психической стабилизации, и,более того,
- с помощью закрепления ключевого внушения мы можем сократить до минимума тот отрезок времени, который необходим пациенту для достижения состояния гипнотического транса.
Двумя наиболее легко достижимыми постгипнотическими внушениями являются постгипнотический сон и постгипнотическое дрожание глазных век. Оба способа могут служить тестами, насколько наш пациент управляем.
Чтобы достичь постгипнотического сна, мы внушаем нашему пациенту, что следующей ночью он увидит сон, о котором он вспомнит, чтобы на следующем сеансе рассказать нам о нем.
Чтобы вызвать постгипнотическое дрожание глазных век, мы объявляем пациенту, что разбудим его, медленно считая от 1 до 5. На счет 5 он должен открыть свои ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница и посмотреть на нас. При этом он должен заметить, что его веки дрожат, от чего он не может избавиться при всем старании. Кроме того, мы объявляем ему, что мы предложим ему затем закрыть глаза. При этом мы будем считать от 1 до 3, а на счет 3 он должен открыть глаза и заметить, что веки теперь больше не дрожат.
Прежде чем будить нашего пациента, мы даем ему постгипнотическое ключевое внушение: мы говорим ему, что в начале следующего сеанса мы будем считать до определенного числа, после которого он моментально погрузится в такое же - или еще более глубокое - состояние транса, в котором он находится ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница в данный момент (вместо чисел можно выбрать любой другой ключевой раздражитель, хотя бы звук колокола проблесковый световой сигнал или ключевое слово).
Само пробуждение должно происходить постепенно. Ему всегда предшествуют внушения хорошего самочувствия и покоя (как мы уже знаем из нашей самовнушаемой практики).
Мы можем сказать, примерно, так:
"Сейчас я Вас разбужу. Постепенно Ваше состояние транса смягчается, я буду считать от 5 до 1 (то есть в обратной последовательности, чем вначале). Когда Вы проснетесь. Вы будете чувствовать себя здоровым, отдохнувшим и не будете испытывать никаких неприятных ощущений. Вы будете себя чувствовать так, как будто сладко и долго спали".
Затем мы повторяем ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница это внушение и считаем: "5,4,3,2,1".
Некоторые пациенты после пробуждения будут испытывать чувство тяжести в членах или страдать от тошноты. Если эти симптомы не пройдут сами собой, то таких людей нужно загипнотизировать еще раз, чтобы смочь дать им внушение, оказывающее помощь.
Иногда мы сталкиваемся с пациентами, правда, очень редко, которые не хотят просыпаться: они или остаются в состоянии транса, или погружаются в глубокий физиологический сон. Мотивация этого может быть различна: первые чувствуют в трансе такое удовлетворение, что хотят в нем задержаться; другие с помощью механизма "ускользания" еще перед трансом впадают в сон.
Если эти пациенты не подчиняются нашим настойчивым (но не угрожающим ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница!) приказам, то мы предоставляем их самим себе, через несколько часов они проснутся сами по себе под действием физиологической потребности.
Если пациент проснулся, то мы беседуем с ним о том, в каком виде он испытал транс (получая таким способом сведения о глубине транса). Мы можем дать пациенту возможность свободно выговориться или задаем ему целенаправленные вопросы.
Часто пациент утверждает, что он вообще не спал. Бесспорно, в данном случае не было полной амнезии. Тогда мы объясняем, что гипнотический и ночной сны не идентичны (о чем мы уже ему говорили), и что во время гипнотического сна можно слышать все, что ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница говорит гипнотизер. Лишь в состояниях транса, добавляем мы, загипнотизированный может забыть, что говорилось в ходе сеанса. Ни в коем случае мы не должны опускать указание на то, что терапевтический эффект не зависит от глубины транса.
Часто пациент говорит, что не смог выполнить все внушения. На это мы отвечаем, что в следующий раз у него это получится лучше.
Некоторые пациенты заявляют, что хотя они и воспринимали некоторые из внушенных феноменов, но ни разу не потеряли контроля над собой: если бы это им хотелось, они бы смогли легко противостоять нашим внушениям. Мы же отвечаем, что мы не имеем намерения во время гипноза ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница лишить их контроля
над собой. Наоборот, мы пытались повысить их самообладание, и они доказали повышение своего самообладания как раз тем, что сотрудничали добровольно с нами.
В заключение мы просим пациента (прежде всего, если он образован и способен к анализу) дать нам детальное описание того, что он пережил во время транса. Так мы лучше всего сможем определить, как он воспринимал происходившее. Формулировки, которые он при этом употребит (как: "я погружался, я опускался, я парил"), мы сможем перенять для использования на следующих сеансах.

ЛЕТАРГИЧЕСКИЙ СОН (МНИМАЯ СМЕРТЬ)

Теперь рассмотрим, -продолжает рассказывать П.И.Буль, - еще одно редкое и интересное болезненное состояние, также ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница только недавно объясненное наукой. Одна история, рассказанная И.П.Павловым, обошла многие журналы: некто Качалкин, "уснув" в 1898 году, "проспал" более двадцати лет! Второй пациенткой, которую также наблюдал ученый в той же психиатрической клинике в Удельной, была девочка, "уснувшая" в четырехлетнем возрасте и "проснувшаяся" взрослой девушкой. Что же за странный сон?
Летаргический сон - не самостоятельное заболевание; он возникает у человека после тяжелых истощающих нервно-психических расстройств. У такого больного сердце бьется крайне слабо. Дыхание настолько поверхностно, что даже зеркало, поднесенное ко рту спящего летаргика, не запотевает. Тело больного на ощупь холодное, но его температура все же выше температуры окружающей среды ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница. Рефлексы угасли, нет признаков жизни, но, с другой стороны, нет и признаков смерти. Человек как бы находится между жиз-
нью и смертью. Все это в старину вызывало массу суеверных, мистических толков. Представьте себе, какое ошеломляющее впечатление, какой ужас вызывали случаи внезапного пробуждения летаргика от болезененного сна. Везут, предположим, "покойника" на кладбище, а он вдруг поднимается из гроба. Паника охватывает присутствующих, с криками ужаса люди разбегаются в стороны. В прошлом столетии в Испании произошла трагикомическая история. Во время новогоднего праздника подвыпившему гранду вдруг стало плохо, и он упал на пол. Когда его подняли и положили на диван, пульса и дыхания ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница не было, он похолодел и был признан умершим. Еще до похорон "безутешные" родственники успели перегрызться из-за наследства, а при отпевании их ждал новый удар: усопший вдруг ожил и поднялся из гроба. Вероятно, в старину были и трагические случаи преждевременного погребения в силу слабости медицинской науки.
Итак, человек спит или мертв? Возникает вопрос, чувствует ли он что-нибудь, находясь в это странном сне? Больной Качалкин после пробуждения от летаргического сна рассказал И.П.Павлову, что он многое понимал, но не мог двинуть ни рукой, ни ногой, не мог даже пошевелить языком, чтобы вымолвить слово, не мог приподнять веки, чтобы открыть ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница глаза. Он чувствовал неодолимую тяжесть в мускулах всего тела, такую, что был трудно дышать. В его мозгу были полностью заторможены все двигательные центры, в то время как области коры мозга, "ведающие" чувствительностью и слухом, находились в состоянии очень слабого возбуждения. Вторая пациентка после "пробуждения" сразу спросила про свои игрушки, как будто проснулась наутро после обычного ночного сна. Восемнадцатилетняя девушка интересовалась куклами, как маленький ребенок. Это наблюдение показывает, что развитие мозга и психики происходит вместе с ростом всего организма. В данном случае мозг, находящийся в состоянии глубокого торможения, совершенно не развивался, в то время как физическое развитие (рост и вес ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница тела) все-таки продолжались. Конечно, это могло осуществляться только потому, что больные были помещены в хорошо оборудованную клинику, где за ними следили, кормили через зонд (резиновый шланг) питательными смесями, обогревал" мыли, следили за их опрятностью. Если бы больных летаргическим сном не кормили искусственно, то они, несомненно,
погибали бы от истощения.
Что же происходит с мозгом человека, впавшего в состояние летаргического сна? Долгое время ученые не могли прийти к единому мнению по этому вопросу. И только в последнее десятилетие окончательно оформилось представление о механизме этого явления.
Учены установили, что при некоторых нервно-психических заболеваниях (шизофрении и др.) процесс торможения может ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница получить болезненное преобладание над процессом возбуждения, и тогда он, распространившись по всей коре головного мозга, начинает спускаться и на нижерасположенные отделы
мозга, в частности на продолговатый, в котором, как известно, локализируются высшие, независимые от нашего сознания центры дыхания, сердечной деятельности, теплорегуляции и другие важные центры.
Летаргический сон обусловлен, главным образом, крайней слабостью и предельным истощением нервных клеток головного мозга, впадающих в состояние защитного "охранительного" торможения при их малейшем раздражении. В нормальных физиологичесикх условиях нервные клетки способны длительное время функционировать при воздействии на них различных раздражителей внешней среды, лишь постепенно рас-
трачивая свое "раздражимое вещество" и впадая постепенно в состояние торможения ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница. При заболевании летаргией нервные клетки мозга предельно истощены предшествующими нервными расстройствами и хронически пребывают в состоянии "застойного торможения". Павловская школа назвала это торможение "охранительным", подчеркивая, что тормозной процесс, своевременно выключая нервные клетки, предотвращает их дальнейшее истощение, которое могло бы закончиться их гибелью.
У человека летаргический сон - редкое болезненное состояние. А у животных - сурков, медведей, некоторых пресмыкающихся - это близкое к нему состояние является нормальным, физиологическим, играющим защитную роль (охраняя тот вид животных в период зимней спячки или летней засухи от гибели). При зимней спячке у животных резко снижаются окислительные процессы, потребность в питательных веществах и воде, и они легко переносят трудный ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница период.
Интересно отметить, что некоторые люди путем самогипноза и специальной подготовки способны приводить себя искусственно в состояние, похожее на летаргический сон. Подобные опыты проделывают над собой факиры и йоги Индии из мистико-религиозных побуждений, для доказательства власти "духа" над телом. Йогу закупоривают воском ноздри и завязывают рот, заворачивают его в холст и помещают в ящикгроб, который погружают в своеобразную "могилу" и закапывают. Через длительное время (от одной до шести недель) яму разрывают, тело йога вынимают, из носа вытаскивают пробки, и на глазах у присутствующих спящий йог начинает розоветь, у него появляется нормальный пульс, он делает первый глубокий ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница вдох и ... "оживает". Йог, перед тем как погрузиться в состояние самогипноза, длительно готовится к этому, не ест десять дней, очищает свой организм различными способами (промывает желудок, ставит клизмы), проделывает дыхательные упражнения и только тогда впадает в состояние, близкое к летаргии.
Ничего таинственного в этих опытах нет. Чтобы управлять своей сердечной деятельностью, например, не нужно даже быть йогом. В одной из ленинградских клиник лечилась женщина, которая могла произвольно менять частоту своего пульса. Актриса по профессии, очень нервная и истеричная, она могла, воображая себя в той или иной ситуации, вызывать определенное эмоциональное состояние, что в свою очередь, незамедлительно отражалось на ее ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница сердечной деятельности. Опыт ставился так: к телу пациентки прикреплялись датчики регистрирующей аппаратуры, затем ей предлагалось "дать" частый пульс. Вскоре на аппаратной ленте отмечалось убыстрение сердечных сокращений с 60 до 100-200 ударов в минуту. Затем испытуемую просили вызвать максимальное снижение пульса. Вскоре на ленте регистрировалось замедление пульса до 50 ударов в минуту. При погружении больной в гипнотический сон удавалось вызвать у нее изменения не только пульса, но и дыхания, потоотделения и других параметров жизнедеятельности. На вопрос, как ей удается изменять число сердцебиений, она рассказа. Да, что для того чтобы убыстрить свой пульс, она представляла случившиеся с ней несчастье. Рисовала в своем воображении картину того ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница, как она взбегает на пятый этаж, открывает дверь своей квартиры и видит что-то трагическое. В другом случае она представляла себя на отдыхе у моря, спокойно и безмятежно лежащей на берегу у воды. О том, что эмоциональное состояние может отражаться на деятельности сердца, легких, потовых желез, мочевого пузыря и даже на составе крови, хорошо известно физиологам. Итак, перестают быть загадочными и явления летаргического сна.
В глубокой древности, - рассказывает П.И.Буль, - сновидениям придавалось большое пророческое значение. Яркость образов сновидений, непонимание их механизма и причин возникновения вызывали у людей мистическое толкование снов. Однако и в наше время, несмотря на ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница открытия науки, встречается немало людей, верящих в возможность с помощью сновидений предсказывать будущее. Вера в пророческие сны продолжает существовать и в наш атомно-космический век.
Современная наука расшифровала причины, сущность и механизм возникновения сновидений. Более того, мы можем искусственно вызывать их в лабораторных условиях, как по желанию испытуемого, так и по желанию экспериментатора. Опыт ставился так. К телу спящего человека были прикреплены датчики, соединенные с приборами, записывающими "кривые" на магнитную ленту. Когда приборы фиксировали засыпание, на тело испытуемого и его воспринимающие органы воздействовали каким-либо раздражителем. Так, в одном случае на слизистую губ спящего была закапана вода из пипетки. Он ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница тут же заметался, а затем повернулся на бок и стал делать плавательные движения руками. Его немедленно разбудили, и он сообщил, что ему приснился сон, будто он упал в воду и спасался вплавь. Другому испытуемому к носу в о время сна была поднесена пробирка с пахучим веществом. Спящий забеспокоился во сне, крылья его носа стали раздуваться (было ясно, что он во сне "принюхивается"). При пробуждении он рассказал, что ему приснилось восточные страны, Каир, парфюмерная лавка (незадолго до этого испытуемый был в командировке в Египте). В следующем опыте рядом с испытуемым был поставлен вентилятор, посылавший струю холодного воздуха на ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница его лицо и бок. Человек во сне стал ежиться от холода и сам проснулся, сказав, что ему приснился "полярный сон".
Таким образом было установлено, что раздражения внешнего мира (обонятельные, температурные, звуковые) вызывают адекватные сновидения. Доказано, что и раздражения внутренней среды организма (сердца, желудка, мочевого пузыря и др.) могут вызвать соответствующие сновидения. Например, переполненный желудок может вызвать сновидения, связанные с чувством удушья. В старину у суеверных людей такие сновидения породили представление - "душил домовой".
Что же является материалом для наших сновидений? Ответ однозначный - наш жизненный опыт. Все то, что мы когда-то видели, даже в кино, все, что нам рассказывали, не проходит бесследно ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница, а откладывается в "кладовых" нашей долговременной памяти в виде "энграмм" (следов воспоминаний). И прав был И.М.Сеченов, когда писал: "Сновидения - это небывалая комбинация бывалых впечатлений!" Вот почему мы можем уверенно считать, что пророческих сновидений быть не может, ибо мы видим во сне, слышим, чувствуем и переживаем не то, что нам еще предстоит, а то, что мы уже переживали когда-то, видели и слышали. У слепых от рождения людей никогда не бывает зрительных сновидений.
У них могут возникать кожные, слуховые и обонятельные "сноподобные" ощущения. Итак, основой наших самых фантастических сновидений является та жизненная информация, которой мы располагаем.
Научные исследования ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница свидетельствуют, что наш сон неоднороден. Существует быстрый и медленный сон, что установлено с помощью электроэнцефаллограмм. Сновидения возможны лишь в фазу быстрого сна. Когда человек спит, у него заторможены области коры головного мозга, которые контролируют память, речь, абстрактное мышление и другие высшие психические функции, чем и объясняется фантастичность и нереальность многих сновидений. При некоторых исключительных условиях возможны и "творческие" сны. Так, известный химик Кекуле открыл структурную формулу бензола во время сна. Композитор Тартини создал музыкальное произведение, "услышанное" им во сне.
В научной литературе описаны многие подобные случаи. Таким образом, сновидения потеряли свою былую загадочность.
Известны случаи в медицинской практике, когда сновидение ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница как бы "предвещало" заболевание. Так, одному больному в течение ряда ночей снился один и тот же сон: он глотает какие-то предметы. Он обратился к врачу-отоларинтологу, и у него была обнаружена в глотке доброкачественная опухоль. Другому больному приснилось, что его укусила змея в правую сторону грудной клетки. Через несколько дней на этом месте возникло долго не заживающая язва. Можно подумать, что эти сновидения являются "предвещающими" ("сон в руку"). Однако при научном подходе становится ясно, что вначале возникла болезнь, а потом сновидение, а не наоборот. Из места поражения в спящий мозг поступали сигналы о неблагополучии в организме, которые и ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница порождали сновидение.
Иногда спрашивают: "Почему мне приснился сон, будто я летаю как птица. Я никогда не летал на самолете, планере, опыта полета у меня нет". Это можно объяснить и так. Вероятно, в детстве человек катался на качелях, "американских горках" или падал с небольшой высоты, так что опыт, ощущение полета ему знакомы. Условия же, при которых он получил импульсы к своему сновидению, известны. Если человек спит, укрывшись с головой одеялом, а потом из-за нехватки воздуха сбросит с лица одеяло, то струя свежего воздуха направится на его лицо и даст толчок к подобному сновидению. В другом случае человеку ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница приснился сон, что он сброшен в пропасть и летит в бездну. Ведь человек никогда не падал в пропасть, откуда же это впечатление и ощущение? Ощущение полета знакомо человеку с детства, а вот причины такого сновидения: если человек спит с подогнутыми ногами и вдруг инстинктивно их выпрямит, или кто-то это сделает, потянув его за ноги, то именно в этот момент и возникает ощущение прыжка с высоты или падения в пропасть. Мой знакомый однажды рассказал мне свой сон и спросил, как он мог возникнуть, такой фантастический и нелепый: "Мне приснился маленького роста человек, с глазами выпученными, как у китайского ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница дракона, и с лицом моей знакомой сослуживицы". Мы стали анализировать это сновидение и выяснилось следующее. Две недели назад мои знакомый проходил мимо цирка и увидел, как из него вышла группа лилипутов (вот первое впечатление), а на днях он посетил антикварный магазин и увидел там большую вазу, на которой был изображен дракон с огромными поразившими его вспученными глазами (вот второе впечатление). Что касается лица его сослуживицы, то его он видит каждый день. Во сне эти три образа слились в один и получилось то сновидение, которое его так потрясло.
В сновидениях мы часто видим то, к чему стремимся или чего страстно желаем. Ребенок ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница видит в витрине магазина гору конфет, просит мать купить их, но получает отказ. Зато ночью ему снится, что он сидит в витрине и поедает конфеты. Молодой человек ухаживает за девушкой и делает ей предложение выйти за него замуж, но та ему отказывает. И вот во сне он видит, как, получив согласие любимой, он идет с ней в загс.
Если в дальнейшем он будет настойчиво ухаживать за ней, то может быть и наяву наконец получит согласие, и тогда возникает мысль, что сновидение его было "пророческим". В литературе описано, как известный химик Д.Менделеев долго не мог закончить создание периодической ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница системы элементов. Однажды вечером он долго сидел над решением этой задачи и, утомленный, уснул. И вот во сне он видит ее решение, просыпается и действительно находит правильный ответ. Так наука отвечает на вопрос, что такое сновидение и может ли оно быть вещим, пророческим.

ЛУНАТИЗМ (СНОХОЖДЕНИЕ, СОМНАМБУЛИЗМ)

О лунатизме рассказывает гипнотерапевт П.И.Буль: "это редкое заболевание характеризуется тем, что человек, повинуясь патологическому импульсу, может ночью, встав с постели, начать двигаться и ходить. Такой больной не отдает себе отчета в своих поступках. Он может автоматически одеться или раздеться, открыть окно или дверь, выйти во двор, на улицу или в сад ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница. Бывает, лунатик поднимается по лестнице на чердак, выходит на крышу дома и совершает опасные прогулки по краю крыши, карниза или балкона. Таинственному латинскому термину "сомнамбулизм" соответствует более меткое и понятное русское слово - "снохождение". Хождение во сне. Кто не слышал фантастических рассказов о лунатиках?
Вот что пишет об этом в "Этюдах оптимизма" известный ученый И.И.Мечников: "В одной больнице на работу сиделкой была принята истерическая девушка 24 лет, оказавшаяся сомнамбулой. Однажды ночью дежурный врач наблюдал следующую сцену. Девушка встает с постели и поднимается на чердачный этаж, где находится дортуар, в котором она раньше спала. Дойдя до верхней площадки лестницы, она ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница открывает окно, выходящее на крышу, выходит из окна, гуляет по краю крыши на глазах у другой сиделки, с ужасом следящей за нею, входит обратно в другое окно и спускается по лестнице. В эту минуту мы видим ее, говорит дежурный врач, она ходит бесшумно, движения ее автоматичны, руки висят вдоль несколько наклоненного туловища; голову она держит прямо и неподвижно; волосы её распущены, глаза широко раскрыты. Она совершенно походит на фантастическое привидение".
Это странное явление известно людям уже тысячелетия, науке же удалось объяснить его сравнительно недавно. И немудрено, что лунатизм служил источником всяческих суеверий и легенд. Действительно: если ученому-биологу фигура ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница лунатички показалась фантастической, то какое же потрясение должен был испытать наш суеверно настроенный предок при встрече с таким явлением! Только представьте: ночью, выйдя во двор, человек, мистически настроенный, вдруг видит, как по каменному забору заброшенного дома движется фигура с вытянутыми руками, с широко раскрытыми, но как бы невидящими глазами. Фигура лунатички словно скользит по стене, "парит" в воздухе и исчезает. Что это? Призрак, привидение? На самом деле это очередная "прогулка" больного человека в приступе лунатизма.
Обычно действия лунатиков во сне не отличаются целесообразностью, но бывают и исключения из этого правила. Случается, что некоторые из сомнамбул в ночные часы, когда все спят ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница, выполняют некоторые домашние работы: подметают полы, моют посуду, замешивают тесто и т.д. Утром они ничего не помнят о своем ночном поведении. И вот возникает народное поверье о "добром духе" - домовом. В прошлые века
(да, к сожалению, еще и в наши дни) состояние лунатизма объяснялось действием сверхъестественных сил или под влиянием лунного света. Нетрудно доказать, что луна здесь ни при чем. Лунатики совершают свои снохождения и в темные безлунные ночи, хотя чаще их замечают в светлые лунные ночи.
Совершено необязательно также стремление лунатика забраться ввысь, на крышу. Он с таким же успехом может направиться вниз, в овраг ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница или спуститься в подвал. Сложнее объяснить Другое: ту ловкость и силу, с которыми они совершают свои Головокружительные прогулки.
По мнению И.И.Мечникова, "случаи такого рода показывают, что во время естественного сомнамбулизма (лунатизма) человек приобретает свойства, которых не имел в нормальном состоянии, и что он становится сильным, ловким, хорошим гимнастом, совершенно подобно своим человекообразным предкам... Человек унаследовал от своих предков множество мозговых механизмов, деятельность которых была подавлена позднее развившимися процессами торможения. В состоянии сомнабулизма эти древнейшие механизмы растормаживаются оттого, что выключаются позднее приобретенные, свойственные только человеку отделы коры мозга". Это предположение И.И.Мечникова подкрепляется взглядами И.П.Павлова на природу сновидений ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница. Он утверждал, что вследствие торможения высших, генетически наиболее поздних областей коры головного мозга в обычном сне растормаживается более примитивный тип мышления. В сомнамбулическом состоянии растормаживаются еще более древние двигательные рефлексы, казалось бы, уже утраченные современным человеком. Не случайно один из врачей, наблюдавших за лунатиком, отмечал у него повадки, характерные для лазающей обезьяны, большие пальцы рук оттопырены, ступни ног повернуты внутрь.
Итак, как утверждают ученые, сомнамбулизм - это одна из форм "частичного" сна, при котором торможение охватывает область сознательной деятельности, оставляя незаторможенными двигательные корковые и подкорковые образования (центры). С фактами такого частичного растормаживания отдельных двигательных зон мозговой коры во ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница время сна мы встречаемся при гипнозе, а нередко и в обычной жизни. Например, человек вскакивает и разговаривает во сне. Это возможно потому, что двигательный центр речи расторможен, в то время как остальные районы коры пребывают в состоянии выраженного торможения. Другой пример. Кавалерист спит, сидя верхом в седле, но у него не все центры находятся в состоянии торможения. Те центры, которые "заведуют" чувством равновесия, находятся в состоянии возбуждения, "охраняя" вертикальное положение спящего.
Наиболее обширные районы мозга (двигательного анализатора) находятся в состоянии локального возбуждения при гипнотическом сне, когда загипнотизированный человек способен совершенно свободно двигаться, находясь в сонном состоянии, что дало ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница ученым повод назвать гипноз искусственным сомнамбулизмом. При лунатизме у человека во время сна растормаживаются почти полностью двигательные зоны, и это дает возможность лунатику совершать более сложные автоматические движения, неожиданные для нетренированного человека, но ни в коем случае не сверхъестественные.
Сомнамбулизм - болезнь довольно редкая, и поэтому врач, столкнувшись с ней в своей практике, надолго сохраняет в своей памяти примеры такого рода. Однажды ко мне на прием явился отец одного юноши. По его словам, он стал замечать за сыном "странности": ночью тот иногда встает с постели, ходит по комнате. Случалось, что полуодетый юноша выходил из квартиры на улицу, а однажды направился было на ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница чердак, но, по счастью, дверь туда была заперта. Отец знал о проявлениях лунатизма и предположил у него это заболевание. Решено было провести лечение гипнозом во время ночного сна. В установленное время я приехал на квартиру к больному. Юноша спал глубоким сном. Положив руку на его голову, я соответствующими внушениями перевел его обычный сон в гипнотический. Молодой человек, не просыпаясь, стал отвечать на вопросы. Ему было предложено повторить события, происшедшее при последнем приступе лунатизма. Юноша в сонном состоянии поднялся с постели, прошелся по комнате, подошел к полке с книгами, порылся и, достав одну из них, направился обратно к постели. Отец подтвердил ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница, что воспроизведенный приступ снохождения точно соответствует прошлому. На этот раз все манипуляции юноша проделал с закрытыми глазами. Юноше было внушено, что подобные хождения во сне впредь не будут повторяться. И, действительно, в течение двух лет наблюдения приступов лунатизма не было. Итак, лунатизм можно лечить гипнозом. Интересно отметить, что в поведении лунатика много общего с поведением загипнотизированного. Дело в том, что при гипнозе, как и при лунатизме, у спящего выключены (заторможены) те области коры головного мозга, которые "заведуют" критическим, сознательным восприятием окружающей действительности. То же, нужно думать, происходит и во время естественного сна, когда появляются те или ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница иные сновидения. Так исчезает "таинственность", окружавшая явления лунатизма".

О ПРЕСТУПНЫХ ВНУШЕНИЯХ


documentakosaib.html
documentakoshsj.html
documentakospcr.html
documentakoswmz.html
documentakotdxh.html
Документ ЛЕКЦИЯ В.М.КАНДЫБЫ О СК И ГИПНОЗЕ 2 страница